10 июня 2021

Бытовые раскопки.

 Бытовые раскопки или примерка образа городской сумасшедшей. 12 дней в режиме "хватай мешки,вокзал отходит", с утра и до темна мы с подругой занимались благотворительным волонтёрством в рамках старой квартиры. В квартире не выбрасывалось ничего, кроме пищевых отходов с 1950 г.г. Синдром военного детства на оккупированной территории проявился в стремлении ни с чем не расставаться, беречь, штопать,покупать,складировать,хранить. В последние, как минимум 15 лет у хозяев уже не было сил на ремонт и уход за квартирой. Квартира год простояла закрытой. Один камушек повлёк за собой лавину, встал вопрос,куда определять макулатуру, которую натаскали для сдачи в школу племяннику. Школа бросила клич, а потом отказалась от макулатуры. Спросили деревенских жителей, нужна ли макулатура. Конечно, а ещё больше нужны вещи для погорельцев. Нужно абсолютно всё, так как остались при стайке, в которой живут. У моей подруги взгляд упал на закрытую квартиру. Позвонила хозяину, выносите всё, я не против. Подруга позвала меня в помощь. Ибо,на 80 квадратах дома старого типа забито всё. От пола до потолка. Мы погрузились, незаметно для себя, в азарт кладоискателей.


Наше воображение поразил буфет. Сработанный умельцами, не фабричное производство. Стёкла родные. Выдвигается доска для нарезания хлеба. Попытались пристроить в музей,потом антиквару. Речь шла не о продаже. Жалко,чтобы такая вещь оказалась на свалке. Буфет требовал реставрации. Еле навязали на дачу знакомым. В ходе собирания вещей, а работать пришлось в масках,перчатках,ибо там просто тяжело было находиться. Психологически было до слёз жалко ушедших владельцев. Были потрачены силы на зарабатывание денег и вкладывания в вещи. Предки хозяев учились во Франции, Германии. Публиковали научные работы. Мы нашли в диване три фотографии начала века. На групповой фотографии без труда можно было узнать прапрабабушку хозяйки дома,одно лицо. К чести наследников квартиры, весь семейный архив они увезли. Оглядывая фронт работ, удивительно,как они смогли его найти. К чести наследника,он материально и морально поддерживал хозяек квартиры. Соседи и друзья помогали хозяйкам. Моя подруга год ездила в дальний пригород с огромным рюкзаком продуктов, носильных вещей. На эти передачи пошли деньги из семейного бюджета. Староста дома и моя подруга пресекли поползновения ушлых людей прибрать к рукам квартиру ослабевшей хозяйки.  В ходе складывания одежды для погорельцев, мы обнаружили прекрасные шифоновые и крепдешиновые платья,блузки,ручной работы. Хорошей сохранности. Вишнёвые бархатные портьеры с шишечками, бытовую утварь 1950 г.г. Алюминиевые бидоны под молоко. Мы остановились и задумались. Это уже предметы музейного значения. Уходящая натура. Профессия музейщика и образование историка взяла верх. Позвонила бывшей коллеге о координатах знакомой музейщицы. В семье владельцев сплелись из поколения в поколение врачи и угольщики. Литература по угольной промышленности,медицине,нужно адресно пристраивать. А наш музей вы категорически не рассматриваете? Я задумалась, я люблю свой музей,но мой уход не означает,что я  позволю пропасть таким вещам. Хорошо,владелец согласен. Мы произвели отбор,приезжайте. В результате вещи нашли своё место в двух музеях.


 

      Прабабушка хозяйки дома вышивала, вышивала много. Вышивки уехали в музей. 
Многие вещи, а мой стаж работы в музее свыше 20 лет, я видела только в кино или в центральных музеях. Было наслаждением прикоснуться к этим вещам! Китайский веер, книги начала века. Детские книги начала 20 века и 1950 г.г. Синяя ваза для цветов 1950 г.г. А кукла 1950 г.г., сохранилась в аутентичном платье. Пластмассовые мишки 1960 г.г.
      Одновременно находили и вещи времён перестройки: запасы мыла,сахара,тушёнки,чая,круп,постельного белья,отрезы тканей.
    В собачий приют и в голубиный ушли огромные запасы марли,ваты,бинтов, стирального порошка и владелец разрешил снять уникальную немецкую двухкамерную кухонную  раковину.
    Студентка консерватории с восторгом получила огромную стопу нот,они уже представляют определённый интерес для профессионалов. В доме играли на фортепиано не одно поколение.
    Погорельцам ушло три небольших грузовика. Целая газель увезла на свалку 4 холодильника, три стиральных машины, мешки мусора. Строитель из окна дома подсчитал с интонациями персонажа фильма "Иван Васильевич меняет профессию" Антона Семёновича Шпака: "три портсигара"......
     Мой муж, а куда деваться от такой жены,вынес на мусорку то,за что не хотелось краснеть перед грузчиками,матрасы и т.д. Вздохнул, а что делать. Увязал макулатуру для трёх печей, на год хватит в деревне. 
     Библиотека получила 94 огромных пакета с книгами. Подвиг моей подруги и её мужа. Я знаю в нашем городе только две библиотеки,которые принимаю книги,выдерживают книги в комнате,обрабатывают от пыли и только потом выкладывают в книгообмен. Это колоссальный труд. На улицах,задолго от пандемии,убрали книжкины домики. Мой муж, не вняв моим увещеваниям,думал,что его встретят с распростёртыми объятиями ( повесят медаль на грудь и бюст на родине героя), с первой партией подарочных изданий фантастики пришёл в библиотеку. Хорошо,хоть приняли.
    Среди вещей я наткнулась на предмет,который не вспоминала много лет,прижала к сердцк и решила,заберу себе.Заслужила.
     Кто узнал?Это формочка для песочницы. Посмотрела день,сфотографировала и формочка ушла в музей.
     Пендель животворящий мы получили,неожиданно от звонка риелтора. Уберите мусор, мне нужно сделать фото. Сначала захотелось послать всё и оставить на полпути. Потом взыграло, ну уж нет. Память о хозяевах , их вещи должны найти вторую жизнь и послужить людям. Собакам в приюте нужно обрабатывать и перевязывать лапы, мыть полы. Ноты благоговейно откроют и будут разбирать партии. Погорельцы и другие деревенские жители получат то,в чём действительно нуждаются. Вещи пошли в мир по 15 адресам.
   Какие вопросы возникают у посторонних и малознакомых людей: что взяли себе и сколько нам заплатили. За удовольствие окунуться в профессию и помочь людям никто не платит. Это наше собственное желание. 
   Что можно взять себе в данном доме и в любом другом. Огромная библиотека подписных изданий, кому нужна? В наших семьях библиотеки сокращены больше чем в половину. Посуду? Старинной, не связанной с собственной семьёй, место в музее. Я храню мамины рюмочки времён коммунальной квартиры и то,что дорого лично мне. Склады постельного белья? Есть своё и покупается по цвету и настроению по мере изнашивания. Многое не сфотографировала. Было некогда. Приглянулся китайский веер, вот его попрошу сфотографировать для меня.
    Перечитала,а ведь слукавила. Муж взял для себя две логарифмических линейки. Сохранность неполная. Я сама,когда работала, сдавала линейку в музей, а повтор предметов не нужен. Фонды музея не резиновые. Я взяла несколько детективов. Прочитаю и отнесу в книгообмен. Книгу о Винни-Пухе, своего экземпляра не было. Я не коллекционер, а стихийный собиратель кружек с котами (море,уже всех предупредила,на порог не пущу с очередным котиком).
    Почему примерка образа городской сумасшедшей? Как расценить обращение к малознакомым людям с вопросами: а чем вы увлекаетесь, вам на дачу крепкие книжные полки не нужны? А может буфет возьмёте,на антикварных сайтах,отреставрированный идёт от 25 тыс. То есть вопрос из серии: " тётенька, дайте попить, а есть так хочется,аж переночевать негде". 
   Кстати, нам потом прислали видео, на котором хорошо видно как и слышно, грампластинке на огромной радиоле. 
   Что дали бытовые раскопки в городской среде нам:
    1. Погружение в профессию. Музейщиков,как разведчиков,бывших не бывает.
     2. Организация адресной помощи
     3. Блеск в глазах, выпрямление хвоста и ощущения "жизнь бьёт ключом и не только по голове
     4.На что мы тратим свою жизнь: на свои собственные интересы, помочь,пристроить.
      5. Социализация.
      6. Встряхнулись, бесплатный фитнес,укрепление таскательных мышц. 
      7. Дали друг другу клятву,приезжаем на зачистку рядов друг к другу.
       8.Мощный стимул забыть дорогу во все магазины,кроме продовольственных,есть то хочется.
      9. Наслаждение от вычищенной старой квартиры. 
Потолки 3.30. Звукоизоляция,ничего не слышно,хоть закричись в другой комнате. Я живу в хрущёвке. Когда наша семья жила в коммуналке я была годовалой и не помнила, как мама белила потолки: стол,стул и щётка прибитая на палку. Молодой сотрудник музея обнаружил цепочку на входной двери,как в кино.
     10. Масса положительных и восторженных эмоций от людей.
 Последствия для себя. Отнесли в библиотеку в добрые руки 20 книг из собственной. Не перечитываю давно.
     
      Почти все советовали выставить на Авито и продать. Владелец разрешил отдать всё людям. А продавать не наша опера. Этим должен заниматься собственник.
    При работе в музее через мои руки прошло много предметов(прошу помнить,что я работала в местном краеведческом музее и бриллианты короны через меня не проходили). Многие сдатчики дарили в музей и мне лично,потом обижались. Зачем вы скатерть с кружевами,оформили в музей,мы же лично вам дарили. При сдаче предметов оформляется акт дарения. Работающая женщина должна взвешивать, а буду ли я хранить и ухаживать за всеми этими вещами. У меня не мавзолей.
Спасибо,что были со мной! Так как выпрямление хвоста может обломиться,решила для себя,приводить в порядок свою вещественную историю семьи и результат публиковать здесь. У нас в семье крестьян и кочевых скотоводов в прошлом, всё нажито было моей мамой,мной и папой-детдомовцев. Родителей отца репрессировали. Наши богатства пустой звук для многих. О том,что есть напишу,чтобы был пендель животворящий для себя!
    Хороших летних дней!
 
 

17 комментариев:

  1. Людмила, с интересом прочитала Вашу новую историю, точнее быль под названием "Бытовые раскопки". Давайте я вам медаль выпишу, такой труд проделан, какие вы молодцы!
    Вот формочка для песочницы мне тоже очень понравилась.

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья,спасибо! Наша знакомая журналистка всегда вопрошала,"где мой орден на титьку". Я благодарна профессии,познакомилась с интересными людьми. Мой муж пришел договариваться о выставке от в музей,сделал предложение руки и сердца.
    К сожалению адресно пристраивать вещи очень сложно. А тут сошлись звёзды.
    Срасибо, удачи!

    ОтветитьУдалить
  3. Людмила, какое благое дело сделали! Героини вы! Прочла с увлечением, как-будто сама с вами рядом была. Вспомнила, как работала в магазинчике при школе, как поступали к нам вещи-свидетели чьей-то жизни, как залезали в интернет, искали информацию по ним...
    Скольким людям вы помогли! Молодцы!
    Обнимаю
    П.С. Пыталась отправить коммент с айфона... похоже что не прошёл. Извиняюсь, если нарисуется здесь повтор.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна! Нас до сих пор переполняют эмоции( по профессии давно не работали). До сих пор идут восторженные сообщения по вацапу: посмотрела ноты,спасибо огромное и тому подобное. Наследник, узнав,что вещи ушли в два музея, готов приехать специально,привезти документы и фото. Многие люди не подозревают порой,то бытовые вещи являются классическим признаком ушедшей эпохи и представляют собой музейный интерес.
      К сожалению, у нас не развиты организации,собирающие помощь для людей. У всех свежи в памяти, как адресная помощь со всей страны была закопана на свалке и это обнаружили,случайно.
      О работе таких магазинчиков при школе я читала с увлечением в интернете. Изыскательская работа очень увлекательна!
      Татьяна! У меня не уходят комменты с айфона во многие блоги, где написано,что комменты опубликуют после одобрения. Когда я не находила публикации, я думала,что не одобрен мой коммент. Не сразу дошло,что не проходят публикации с телефона!
      Счастливо!

      Удалить
  4. Какая интересная история! Сделано большое, доброе дело!
    Мне тоже нравится, когда вещи находят себе новых хозяев, используются, радуют, а не просто уходят в никуда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана,спасибо! Я люблю адресно пристраивать вещи. С каждым годом это всё труднее. У нас сошлись звёзды: интересы людей и согласие владельца. Мы пребываем в эйфории,что много довольных людей! Расстрогал мужчина, который сказал,что будет молиться за бабушку, которая сохранила такие интересные вещи и он стал их владельцем.
      Счастливо!

      Удалить
  5. Боже,погружение в другой мир. Какая помощь хозяевам, а вам и радость и гордость за сделаное дело. Умнички!:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина! Спасибо! Мы получили мощный стимул и волшебный пендель к расхламлению у себя. Владелец был рад и приятно изумлен,что бытовые вещи войдут в основной фонд музея. Готов приехать из другого города, сообщить сведения о предках.
      Счастливо!

      Удалить
  6. Люда, я даже не представляю глубины раскопок. У меня тетушка - большой Плюшкин. Но у нее запалы 20-летней давности. А тут... Другая тетя- минималистка -чтобы ничего лишнего не было. А тут столкнуться с историей своей мамы... Это и смешно, и страшно. Так что орден, однозначно надо. А буфет крутой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия,спасибо! Мы плывём на волне эйфории от реальной помощи людям! Сам владелец,который год просил подругу взять что-нибудт на память из квартиры,не ожидал,что столько людей будут его благодарить. Тем более,что многие не подозревают, что и музеи,архивы,готовы принять в дар многие свидетельства семейной истории.
      Лилия, у нас есть фото, какой мы увидели квартиру. Мощный пендель,бороться с накоплением вещей. За ними надо ухаживать . Лично мне близки люди, которые разумно окружают себя любимыми вещами с историей. Я была в квартире минималистов. Грустненько. Спальное место,плазма.Книги в планшете,белые стены. Но есть надежда. На кухне икона с рушником и лампадкой. Для друзей дочери наша квартира пещера Алладина. В прихожей стеллажи с книгами и модели мужа под стеклом. Это уже редкость, книги в планшете. Я, по натуре,собиратель. Просто,сейчас не в профессии,вот и обросла вещами. Буфет было жалко, удалось пристроить.
      Счастливо!

      Удалить
  7. Люда, тема актуальная для меня... Настолько актуальная, что ...вот до боли. Я сейчас пытаюсь год (год!!!) разобрать свою квартиру (а у меня еще дача и вторая квартира, где все оставлено 20 лет назад при переезде на новую). Это ад. Нас осталось двое и я понимаю, что Диме все это не нужно. И если я не разберу сама, то потом все пойдет просто на мусорку. Вот разбираю. А у нас еще родителей мамы вещи. Там и коврики настенные, и белье вышитое, и посуда 40-50 гг. И все это спрятано было в чемоданах, в которых привезли и не распаковали 30 лет назад. Я прошлым летом (на истерике) переправила несколько десятков огромных пакетов со старыми драповыми мужскими пальто, костюмами, женскими платьями, плащами, дубленками, шубами в церковь. Туда же переправила 5 чемоданов (старых картонных) с отрезами тканей (1950-1980 гг). Там и шерсть, и шелк, и хлопок был. Даже шелк там был, который выдавался деду офицеру на пошив парадной формы (рубашек). А сколько у нас книг... Не берет никто, отношу вниз, выставляю у почтовых ящиков. Часть старой политической литературы выбросила... И все равно мне пахать и пахать. Потому что все копилось, копилось... А никому не нужно. Остановилась на полгода. Просто отдышаться. Сейчас пытаюсь опять приступить к разбору. А на даче что творится... Если продавать, то куда все девать? Такая головная боль. А продавать на Авито я не умею. Мне страшно. Так что вы большое дело сделали.

    ОтветитьУдалить
  8. Саша-Александра! Понимаю, в семье моей дочери и дочери мужа всё то,что я прижимаю к сердцу не нужно. Я понимаю и принимаю.
    Вы виртуозно находите информацию о своих предках и щедро делитесь ссылками и результатами поисков.низкий поклон! У Вас очень интересная семья. Семейная история написана. Вы не думали об архиве. Сотрудники архива могут приехать домой,можете оговорить встречу в своём архиве. Будут благодарны за иллюстрацию истории семьи-страны документами,фото,некоторыми бытовыми предметами (новшество,раньше не брали). Квитанция о сдаче продналога, квитанция об оплате квартиры 40-50 г.г. Талон на место в общежитии. Приветствуются.
    2. Местный музей, только государственный! Школьный сегодня есть, а завтра нет. Ведомственный музей,надо смотреть устав музея,насколько он законодательно оформлен и куда передаются фонды в случае ликвидации предприятия. Есть музеи в пригороде, я знаю,что это теперь тоже Москва.
    3. Если даром: изостудии художественных школ, лучше не центральных,они избалованы.Для написания натюрмортов им нужны любые предметы,которых уже нет в быту у многих. Крынки, морские раковины. Будут рады повреждённому подносу, краску смоют и нарисуют новый шедевр ученики.
    4. Театры. Лучше сразу связываться с костюмерами или художниками-оформителями. Одежда,украшения и мебель.
    5.У вас киностудии. Иногда мне попадаются и старые и новые объявления о покупке предметов быта, мебели,бижутерии.Принимают в дар (особенно приветствуется) и за деньги (уже редко встречаю0
    6. Школы дизайнеров, многое возьмут в дар. Перекрашивать,компоновать нужно на основе чего-то.
    7. Учителя труда в школах(забыла современное название) и кружки при ДК. Пэчворк на волне. А дети постоянно забывают принести свой материал. Хорошо брали до пандемии, теперь сложнее: канву,иголки,ножницы.отрезы тканей.
    Собственная безопасность. Я не хочу пускать чужих людей к себе в дом и пользовалась Авито только при продаже за полцены дочкиного велосипеда. Встречались возле дома. Телефон не давала, я устала от мошенников телефонных и не отвечаю на незнакомые номера. Переписывались по почте. Хорошо,продали со второго захода. Ибо тащить велосипед в доме без лифта, кайф ещё тот.
    Хотелось бы что-нибудь продать. Нужен кураж и разработка мер безопасности: встречаться только на улице(пандемия же), лучше не одной. Об этом я,переодически думаю,но воз ещё там же,стоит,проржавев на запасном пути!
    Счастливо!





    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, я все это рассматривала. Но вот ведь в чем вопрос - все нужно кому-то отвозить. Москва - дикие расстояния. Нанимать такси и везти самой - мне не хочется, а приглашать домой боюсь. Вот с книгами (мы пытались продать скупщику), мы вытащили все на лестничную площадку и там он разбирал. А все остальное куда потащишь... Мне сейчас пытается помочь один человек (друг отца). Взял кое-что и отвез знакомому антиквару. Может что-то уйдет. Все упирается в транспорт. Некому мне помогать вывозить все это. Сегодня обещала подруга прийти и посмотреть одежду (я располнела, а одежда очень хорошая и часть вещей даже нераспакована была, не сложилось мне ее одеть). И вот может возьмет себе. Про архив я думала. Это я когда дойду до кабинета отца (!!!), то тогда может что-то отберу. Пока я там начерно прошлым летом разобрала по шкафам то, что пришлось с его работы эвакуировать. Ой, Люда, это такой кошмар. У него коллекции марок, конвертов, нумизматика, лотерейные билеты... И это никому из нас уже не нужно. Но я знаю, что СТОИТ денег. И при этом искать кого-то, кто это оценит страшно. Если вот друг отца поможет, то я буду рада. Тут ведь и деньги не лишние будут... Короче, это такая проблема. Все нужно пока человек жив, а потом... Больно.

      Удалить
    2. Саша-Александра! Именно больно,горько. Всё нужно,пока человек здесь. Мне помогала подруга и её мама. Иначе,не выплыла бы. Да,для Москвы главный фактор расстояние. Фактически,как другой город. Стоимость проезда поглотит всё. Хорошо бы сошлись звёзды и помог друг Вашего отца. Ибо во всё вложены немалые деньги,силы. Предметы значимы и отдавать просто так,либо за бесценок,очень жалко. Нет,домой категорически,если это не проверенный и знакомый человек.
      Удачи!

      Удалить
    3. Спасибо, Люда. Буду потихоньку все разбирать.

      Удалить
  9. Интересно! Люблю вещи с историей. Грустно видеть на мусорках семейные старые вещи, которые оказались ненужными наследникам. Но, действительно, если подумать, то можно их пристроить. Попадалось на авито объявление, что при швейном ателье собирают коллекцию винтажных платьев. Это же круто!

    ОтветитьУдалить
  10. Ксения! Жму дружественную лапку! Вещи с историей, вещи-свидетели о жизни людей конкретного времени.Благодаря тому,что я работала в музее,многое из моей семьи я сдала в музей.
    Наследник этой семьи,к чести его,забрал всё с личной причастностью: документы и фото, памятные вещи для него. Мы нашли немногое. Меня тронуло,что найдя крохотный сувенир из Севастополя,памятник затонувшим кораблям и пингвина из рога,забрал. Я случайно нашла эти вещи в мусоре и выставила на тумбу. Они имеют эмоциональную ценность.
    К сожалению, собиратели винтажных нарядов встречаются редко!
    Счастливо!

    ОтветитьУдалить

Вам также может понравиться: Plugin for WordPress, Blogger...